Взаимозависимость и свобода

Сакьонг Мипам Ринпоче

Что мешает нам вкусить нашу внутреннюю мудрость? Концепции. Как правило, мы преследуем одну концептуальную форму за другой. Матрица концепций возникает в различных вариациях, но она всегда имеет одно и то же слабое место — она сфабрикована. Если мы не всматриваемся по-настоящему в природу воспринимаемого, то проецируем общепринятый смысл на окружающий мир, подкрепляя его допущением о независимом существовании.

Будда учил, что мы не можем достичь просветления, пока не испытаем на себе основополагающую истину: все в мире взаимозависимо. Это понятие пустоты. Мы говорим: что-то является пустым, потому что не существует единичного объекта, независимо расположенного в пространстве. Если бы дерево действительно существовало, то не понадобилось бы семян, солнца, воды, листьев и коры, чтобы получить дерево.

Люди часто путают пустоту с полным отсутствием чего-либо или вакуумом, как будто буддисты придерживаются нигилизма. Но мы не склоняемся ни к нигилизму, ни к неизменности. Просветление — это уровень мудрости, выходящий за пределы обеих этих концепций.

Концепция — это то, что мы накладываем на взаимозависимую природу вещей. Раз за разом мы смотрим на себя и мир вокруг нас и делаем ошибочные заключения. Цель созерцательной медитации (контемпляции) — распутать этот созидательный процесс. Продвигаясь по духовному пути, мы обнаруживаем, что делали множество предположений. Самое большое предположение — то, что «я» существует таким, каким мы его себе представляем. Когда мы умираем, концепция «я», под которой мы понимали это тело с этой семьёй и друзьями, исчезает и остаётся только сознание. Это очень дестабилизирует.

Мы испытываем подобный распад, но в меньшей мере, когда рушится наш брак или разбиваем свою машину. Вдруг мы чувствуем, что разваливаемся на части, как будто наша личность потеряна — но её там никогда не было. Как и всё остальное, она зависела от чего-то другого. Это взаимозависимость.

Мы привыкли окрашивать взаимозависимость концептуальными наслоениями. Эти наслоения трудно расколоть, потому что они накладывались очень долго, фактически бесконечно. Мы можем думать, что завтра они не будут настолько сильны. Но пока мы не начнем медитировать, чтобы немного от них отстраниться, мы вероятнее всего поддадимся концептуальным установкам, реагируя на мир привычным образом, едва только проснёмся с утра.

Это называется карма, что означает «действие». Мы обусловлены кармой многих жизней — привычными действиями, удерживающими нас в самсаре — цикле страданий. Как обратить этот процесс?

В контемпляции мы можем начать видеть взаимозависимость дерева или времён года, а если копнём глубже — взаимозависимость самих себя. В одной из традиционных контемпляций мы «разбиваем» наше тело на части, всё время пытаясь отыскать независимую самость, которую мы называем «я». Моя рука — это «я»? «Я» – это моя голова? Моё дыхание? Кровь? Обдумывая это, мы обнаруживаем, что нет тела, которое мы называем «я». Скорее, тело — это форма, состоящая из элементов.

Форма — это первая из пяти скандх, что на санскрите означает «кучка». Если мы присмотримся ближе к форме из кучки риса, мы увидим, что это лишь скопление зёрнышек. Точно также в контемпляции – мы смотрим на то, как невежество собирает скандхи: форму, чувство, восприятие, концепцию и сознание, чтобы сфабриковать воображаемую, независимую самость, известную как «я».

Вторая скандха — это чувство: хорошее, плохое или нейтральное, которое мы испытываем по отношению ко всему, с чем сталкиваемся. Мы придаем чувству фактуру с помощью третьей скандхи — различение или восприятие. Когда мы говорим «мне было хорошо, когда я поднялся в горы, и солнце светило на меня», мы различаем, как это ощущалось, где мы были и как это чувство пришло.

Основываясь на форме, чувстве и восприятии, возникает полностью сформулированная мысль или концепция. Это четвёртая скандха — кармическое образование. Традиционные учения выделяют пятьдесят одно такое образование: различные аспекты ума, начиная с основных загрязнений — гнев, невежество, гордыня, зависть, сомнение, мнение, и кончая добродетельной активностью — сострадание, внимательность и осознанность. Сразу за концепцией следует действие. Например, если мне приятно, то я сделаю всё, лишь бы это защитить. Это агрессия. Где происходит действие? В пятой скандхе — сознании.

Сознание — это область, где мы видим себя, и в которой происходят первые четыре скандхи. Оно разделено на восемь категорий. Первые пять сознаний регистрируют ощущения, связанные с восприятием объектов через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и тело. Шестое сознание отмечает явления, связанные с объектами ума. Это то сознание, которое мы используем в медитации шаматха — мирном пребывании. Находясь в этом шестом сознании, мы можем слышать, обонять, осязать вещи, но не отвлекаться на них.

С другой стороны, если мы всегда на пороге пяти чувственных сознаний, мы моментально реагируем в соответствии с кармой. В таком случае в нашей медитации, как по заведенному порядку, мы услышим звук, подумаем и произведём действие. Такую медитацию не назовёшь особенно мирной, потому что мы оставляем себя на милость любого события. Когда мы медитируем, шестое сознание как будто замкнуто, но нарочно. Мы пытаемся наблюдать ум и работать шаг за шагом, медленно распутывая концептуальный процесс.

Седьмое сознание известно как заражённое сознание. Его заразила гордость. По-тибетски слово гордость значит «Я великолепен». Это сознание сидит там и непрестанно твердит: «Это я. Я реален», накладывая данную концепцию на всё, что происходит.

Восьмое сознание называется кунчи, «основа всего». По мере того как мы встречаем физические формы, чувства и восприятия, формируем мнения и действуем в соответствии с ними, мы склонны считать, что наши слова и действия просто исчезают в пространстве. Однако вся эта карма сохраняется в восьмом сознании. Она падает туда латентными семенами, которые взойдут одно за другим, как только возникнут соответствующие причины и условия. Если вы скажете что-то скверное о ком-то, это не растает в воздухе. Это будет посажено в хранилище восьмого сознания.

Контемплируя скандхи, одну за другой, мы углубляем наше понимание того, как мы фабрикуем концептуальные проекции, которые не дают нам вырваться из самсары. Анализируя наши привычные предположения, мы обнаруживаем, что всё, что мы видим, обусловлено взаимозависимостью. Мы думаем, что «я» сделано из тела и ума, но когда мы присматриваемся внимательней, наши предположения оказываются неточными. Это момент понимания пустоты. От чего пуста пустота? От наших концепций. Это открытие положит начало мудрости и радости, потому что оно приносит свободу от привязанностей.

Контемпляция — это тщательное размышление. Это размышление, которое приводит к верному результату. Когда мы слышим истину и размышляем над ней, в какой-то момент смысл проникает в нас. Именно так каждая истина становится нашим опытом, и мы можем углублять свою практику поэтапно. Этот процесс требует времени, потому что это не просто информация, вроде той, что мы получаем из газет. Дхарма проникает медленно, но если мы желаем остаться с ней, она изменит нас кардинально.

Ноябрь 2009