Как работать с препятствиями

Сакьонг Мипам Ринпоче

На каком бы уровне практики мы ни находились, всегда существуют препятствия. По-тибетски слово препятствие означает «то, что останавливает наш прогресс». Порой, чем больше мы вовлечены в практику, тем большими становятся препятствия. Если мы понимаем, что препятствия являются частью духовного пути, мы можем поучиться у них. Препятствия могут быть посланиями. Мы должны пробудиться и увидеть, что происходит. На более глубоком уровне мы можем включить препятствия в наш путь. Такой подход является большим вызовом.

Есть внешние, внутренние и тайные препятствия. Внешние препятствия — это что-либо в окружающем мире, что уводит нас в сторону от нашего развития как практикующих. Например, занятость становится преградой к практике. Чрезмерная увлечённость своей семьёй удерживает нас от практики. Развлечение также может быть препятствием: хобби захватывает нашу жизнь, и вдруг мы уже не практикуем. На более тонком уровне наш ум постоянно ищет развлечения — это определенно препятствие.

Препятствия на внутреннем уровне связаны с нашей практикой. Чаще всего внутреннее препятствие — это концепция. Концептуальность может проявляться как фиксация на определенной идее, которая начинает смывать нас с пути. Или как тяжелая дискурсивность, не позволяющая нам сфокусироваться на объекте медитации; когда наш ум постоянно блуждает, наша энергия распыляется. Другой вид внутреннего препятствия — это сильные эмоции. Если мы охвачены гневом, жаждой мести, ревностью, амбициями или страстью, наш прогресс будет затруднен.

Препятствия на тайном уровне связаны с воззрением. Мы можем ставить под сомнение наш путь, испытывать недостаток доверия к Дхарме. Очевидно, что если нашим умом овладело сомнение, практиковать трудно; даже если мы медитируем, мы не можем прогрессировать. Если мы отодвигаем практику в нашей повседневной жизни на второй план, наше духовное развитие становится всё менее и менее значимым. Тогда путь Дхармы исчезает, и мы живём мирской жизнью. Мы теряем ветра-коня, чувство юмора и удовлетворённость. Будучи уверенными в своем воззрении и делая его более ясным, устраняя препятствия, мы работаем с собой на тайном уровне.

Как правило, препятствия связаны с кармой и обстоятельствами. В частности, они ассоциируются с определёнными условиями окружения, которые мы устанавливаем. Препятствия произрастают из привычных тенденций тела, речи и ума, которые являются кармическими. Если взять худший сценарий, то для тела это убийство или причинение боли другим. Для речи — брань, которая также создает негативные обстоятельства. В уме препятствия возникают тогда, когда мы создаем нездоровую ментальную среду, будучи, например, алчными или проявляя неуважение к другим. Препятствия склонны расцветать из этих недобродетельных поступков. То, что мы говорим или делаем, создает энергию или некую частоту, которая привлекает препятствия.

Что может быть противоядием для возникновения препятствий? На любом уровне основное средство — внимательность. Однажды практикующий, который когда-то попал под машину, спросил моего отца, Видьядхару Чогьяма Трунгпу Ринпоче, почему это произошло. Он представлял, что нечто кармическое в его прошлом послужило причиной аварии. К его удивлению, мой отец сказал, что он просто потерял внимательность.

Легко быть внимательным в быту, к примеру, смотреть налево и направо, переходя улицу. Но внимательность охватывает также способность ценить свою жизнь и заботиться о ней. Скорость — враг внимательности: мы забываем смотреть на то, что происходит вокруг. Когда мы высокомерны и надменны, не обращаем внимания на детали нашего тела, речи и ума, возникают препятствия. А потом мы удивляемся, как это случилось. Независимо от уровня нашей практики мы должны проявлять внимание к нашей жизни и ценить ее.

Противоядием для внутренних препятствий является практика. В спокойном пребывании мы используем настоящий момент как точку отсчета для взаимодействия с нашим умом и преодоления дискурсивности. Возвращая ум к дыханию, мы учимся находиться в полном внимании и осознанности. Если сильные эмоции встают на нашем пути, мы можем использовать один из двух подходов. Первый: если наша практика развита настолько, что мы можем просто дышать и позволить сильной эмоции рассеяться, — это то, что нам следует делать. Другая техника — обезоружить эмоцию, контемплируя её. Мы начинаем исследовать это чувство: «Почему я ревную? Что заставило меня чувствовать подобное?» Намеренно размышляя над причинами, по которым наши негативные эмоции появились, и над тем, как они образуют боль, страдание и беспокойство, мы можем начать развенчивать эти эмоции. Данная техника создает больше внимательности и осознанности.

Лень — препятствие, которое заслуживает особого внимания. Порой, из-за лени мы даже не можем добраться до подушки для медитации. Она также может проявляться как занятость, а с другой стороны — как уныние. Даже если мы садимся медитировать, лень не позволяет нам как следует применять технику. Хотя лень возникает на любом уровне, как препятствие она всегда связана с нашим воззрением. Противоядием от лени является вдохновение. Мы должны начать сначала.

Для того чтобы иметь свежий старт, нам нужно думать не только о том, что будет, но и том, что было. Что вдохновило нас практиковать первый раз? Что значит быть практикующим? Вновь зажечь вдохновение можно, соединившись с нашей любящей добротой — бодхичитой — умом просветления. Когда мы соприкасаемся с любящей добротой и сочувствием, мы закладываем чувство доверия в свою медитационную практику. В результате мы проясняем свою цель и преданность, которые превозмогают лень. Затем мы можем применить противоядие на более глубоком уровне, просто позволив уму пребывать в его изначальной природе.

Работая с препятствиями на внешнем, внутреннем и тайном уровнях, мы получаем возможность учиться у них. Применяя противоядия, мы используем их для углубления своей практики и продвигаемся к реализации.

С внимательностью, осознанностью и, конечно, воззрением у нас есть цель практики и полная уверенность на пути. Эти качества приносят чувство счастья и удовлетворенности во всём, что мы делаем. Это позволяет включить всё в нашу практику, даже семью и работу. Если мы можем устремлять ум к практике, земные заботы в нашей жизни не являются более преградой.

Известно, что были прославленные практикующие, которые утверждали, что препятствия — их путь. Это один из аспектов учения безумной мудрости — наслаждаться вызовами и преградами. Большинство из нас должны сделать свой ум более стабильным, перед тем как сказать: «Придите, препятствия!». Мы должны научиться ценить свои переживания и эмоции, перед тем как выйти за их пределы.

Постоянная практика, взращивание мира и любящей доброты, обновление нашего вдохновения — это ключевые элементы в работе с препятствиями. Такой поэтапный подход мало-помалу строит беспристрастие. Каковы признаки прогресса? Наше тело, речь и ум становятся более мягкими. Со временем мы можем вынести трудности без жалоб. Мы даже можем начать приглашать препятствия как возможность вовлечься в добродетельность: дисциплину, щедрость, терпение, медитацию, усилие и их связующий фактор — праджню — мудрость, коренящуюся в видении вещей такими, как они есть. С практикой и сменой подхода, что бы ни встречалось, плохое ли хорошее, имеет меньше силы препятствовать нашему путешествию.

Май 2009