Шамбала-Буддизм

Сакьонг Мипам Ринпоче

Кто мы? Что мы за группа? Мы буддисты? Мы шамбалисты? И то, и другое? Ни то, ни другое? Полагаю, мы часто спрашиваем себя, кто же мы такие.

Я с детства помню, что мой отец, Видьядхара Чогьям Трунгпа Ринпоче, был всегда предельно чёток в понимании того, кто мы такие. Все было настолько очевидно, что об этом даже не стоило говорить. Лично мне наша цель всегда была ясна. Однако в последние годы многие спрашивают меня, что же такое Шамбала: отдельный ли это путь? В чем ее отличие от буддизма? Что мы пытаемся передать будущим поколениям шамбалистов?

Некоторым из нас хочется думать, будто Шамбала охватывает все традиции, ничего не исключая. Мы не теисты – хотя иудеи и христиане участвуют в нашей программе Шамбала-тренинг. А может быть, мы всё вместе взятое – и теисты, и нетеисты, и религиозное учение, и мирское? Мы часто говорим, что учение Шамбалы включает мудрость, присущую всем людям, таким образом, различные направления сливаются воедино и рождают видение общества будущего. Однако если перейти к деталям, что же означает “охватить все”?

Когда мы переходим к особенностям, детали становятся неясны. Некоторые из нас могут полагать, что мы – мирская группа, занимающаяся вопросами образования и искусства, но при чем тут буддизм? Значит ли это, что мы практикуем Дхарму, а заодно проводим чайные церемонии и занимаемся аранжировкой цветов? Значит ли это, что мы принимаем все культурные традиции, но духовно и философски придерживаемся воззрений буддизма и Шамбалы? Или нам одинаково комфортно с буддизмом, иудаизмом и шаманскими традициями? Когда люди спрашивают о наших особенностях, мы можем предложить им беспорядочную смесь предложений, вызывающую у них растерянность.

Зрелый взгляд на Великое Солнце Востока

Похоже, что на протяжении длительного времени мы проходили через процесс взросления. Это началось, когда Видьядхара собрал группу учеников и познакомил их с необъятным миром Великого Солнца Востока, считая, что одной лишь слепой влюбленности в буддизм, тантру и медитацию – не достаточно. Он стремился дать им образование, помочь стать зрелыми. Он хотел показать им красоту мира, и еще мудрость, как их собственной культуры, так и других.

Время шло, и видение созревало вместе с учениками. Немало идей соединилось, формируя целостный мир, который есть у нас теперь, и который известен как Шамбала. Шамбала – уникальная смесь традиций и культур, и сообщество крайне разнообразных индивидумов. Хотя культура Шамбалы все еще развивается, пришло время определиться с тем, кто мы такие. Похоже настала пора вглядеться в цель и смысл нашего видения.

Буддийский и Шамбальский Пути

Мой отец считал, что нет никакого конфликта между буддизмом и Шамбалой. Для него это было прекрасным сочетанием, в котором каждый играл свою роль.

Оба учения и буддизм, и Шамбала придерживаются воззрения о нераздельности духовной и мирской жизни. Они оба соединяют абсолютную и относительную реальность, Небо и Землю. Однако, в смысле их применения к нашей жизни, у каждого из них есть собственная особая сила, свое особое значение.

Буддизм говорит о том, как достичь полного просветления и стать буддой. Что это означает? Это означает полное преодоление мрака неведенья; это означает постижение того, что миф о постоянстве ведет к страданию и циклическому существованию в самсаре; это означает распознавание всех явлений, как выражения великого блаженства, природы реальности. Согласно нашему учению, мы должны совершить странствие девятью колесницами, и придти к состоянию открытому Буддой Шакьямуни, для того чтобы обрести это глубокое понимание.

Учение Шамбалы – о воззрении короля, о том, как мы yправляем своим миром и помогаем другим, вдохновляясь силой, магией и сиянием, существующими в космическом зеркале, природе стихий и сфере человеческого бытия. Как воины Шамбалы, мы стремимся стать здравомыслящими, отважными людьми, живущими в мире, всегда видящими и провозглашающими Великое Солнце Востока.

В сущности, буддийский путь делает ударение на достижении просветления, а путь Шамбалы помогает нам создать и поддерживать совершенное общество. Когда мы соединяем их вместе, то получаем взгляд Шамбала-буддизма на просветленное общество. Таким образом, оба эти пути работают вместе, а не соревновательно.

Терма Шамбалы

Учение, которое мы знаем как учение Шамбалы, происходит из видений и откровений Чогьяма Трунгпа Ринпоче. У него был ряд видений, которые он записал в текстах: Золотое Солнце Великого Востока, Письмо Черного Аше, Золотой Ключ Исполняющий Все Желания, Печать Скорпиона и Молния Благословений.

Его Святейшество Дилго Кхьенце Ринпоче подтвердил эти тексты как терма. Терма, что означает “скрытые сокровища”, были сокрыты в восьмом веке просветленным буддийским святым, Падмасамбхавой, и его супругой Йеше Цогьял, чтобы быть открытыми соответствующими тертонами (“открывателями сокровищ”) во времена, когда они больше всего нужны живым существам. Некоторые терма – физические объекты, некоторые пребывают в потоке сознания.

Когда Дордже Драдула спрашивали, кто является источником текстов Шамбалы, он отвечал: “Отец Ригден и мистер Гезар”. Далее он объяснял, что Гезар из Линга был воплощением Падмасамбхавы и предвестником учения Шамбалы. Поэтому, есть глубинная коренная связь между терма, открытым Видьядхарой как Учение Шамбалы и традицией тибетского буддизма. Фактически, Учение Шамбалы неотделимо от учения буддизма.

Терма Шамбалы представляет путь, как жить в этом в мире с достоинством и творческим самовыражением. Это учение призывает силу верма, драла, коня-ветра, космического зеркала, Великого Солнца Востока и Аше, а также тигра, льва, гаруды и дракона. Наставления относительно того, как привлечь и поднять уверенность, встречаются и в других учениях, особенно в работах покойного Джамгона Мипама Ринпоче, наиболее подробно описавшего Шамбалу, драла и верма.

Таким образом, когда мы принимаем во внимание исторический контекст, мы видим, что Видьядхара взял это учение не из воздуха, а из старинной родословной, восходящей к временам древней Центральной и Южной Азии. У него были видения, вдохновленные Падмасамбхавой, Гезаром и Ригденом; он также использовал свое тибетское воспитание и образование, полученное на основе принципов Шамбалы.

Учение терма находится в полном соответствии с “кама” или “устной” линией передачи буддизма. В то время как устная линия передается непосредственно от учителя ученику со времен Будды Шакьямуни, учения терма скрыты на определенный период времени и проявляются только в особенное время и в особенном месте, для которых они и были предназначены. Почему же учение Шамбалы столь могущественно и необходимо сейчас?

Мирская мудрость для нашего времени

Учение Шамбалы связано с тем, как возможно жить с искренностью и уверенностью, всегда сохраняя глубинное добро в потоке нашего сознания. Сияние Великого Солнца Востока напоминает нам, что люди могут жить вместе гармонично в обществе, основанном на принципах неагрессивности и глубинного добра. Этот термин, “глубинное добро”, указывает на природу человека, которая изначально добра. Добро, здесь означает состояние глубины, сияния, справедливости, силы и победоносности. Это мудрость, пребывающая в уме всех живых существ, эта мудрость – наша природа, как противоположность неведению и гневу.

Традиция Шамбалы использует принципы воина, который не становится отшельником, скрывающимся от жизненных невзгод, а полностью проявляет себя в мире. Мы, люди, не должны пребывать в замешательстве. Мы не должны пытаться защитить себя от интенсивности страдания нашего мира. Мы можем бросить вызов страданию и быть отважными в провозглашении глубинного добра. Провозглашая радость и бесстрашие, мы обнаруживаем смысл нашего предназначения, что противоположно порабощенному уму.

Вдохновение представить учение Шамбалы столь энергично исходит из своевременности. Великое Солнце Востока – это непрерывная отвага идти вперед. В любви, в работе и в игре, воин Шамбалы вовлечен в мир. Шамбалист видит магию и мудрость бытия, понимая, что жизнь стоит того, чтобы быть прожитой.

Основа здравомыслия

Благодаря учению Шамбалы мы развиваемся, чтобы полностью восстановить свои человеческие права. Один из интересных моментов слияния буддизма и Шамбалы, заключается в следующем: для того, чтобы по-настоящему практиковать буддизм, у нас должно быть четкое понимание того, кто мы есть. Буддийское учение предполагает, что мы уже являемся здравомыслящими людьми, уверенными и знающими как работать со своим умом. Это непросто, поэтому для того чтобы продвигаться по буддийскому пути, необходимо здоровое чувство себя, прочная опора в здравомыслии и стабильность ума.

Каждое общество, принявшее буддизм, обрамляло его в собственный культурный стиль. Сердце учения оставалось неизменным, но из-за силы предшествовавших культурных традиций, буддизм приобретал различные оттенки в разных частях мира. Эти разнообразные культурные традиции, каждая из которых уникально описывала человеческий образ жизни, обеспечивали истинную основу для практики Дхармы.

Однако в современную эпоху мы, похоже, столкнулись с неким вакуумом. Наши культурные традиции рыцарства, чести и храбрости, были в значительной степени утрачены. В условиях этого вакуума Видьядхара предложил учение Шамбалы. Как следовать буддизму в условиях современного общества, без того чтобы непременно стать монахом или отшельником? Для этого нужно просто помнить, что мы можем использовать каждую ситуацию как благоприятную возможность практиковать глубокий путь.

Учение Шамбалы не проводит нас через смерть, через бардо или через непрерывный ряд наших жизней. Оно не знакомит с пятью скандхами, двенадцатью ниданами или учением мадхьямики, в котором мы используем праджню, чтобы видеть, что природа всех явлений – пустота. Скорее, учение Шамбалы показывает, как полнокровно жить в этом мире. Что мы собираемся сделать с этой жизнью, этим телом, этим умом? Как мы можем жить достойным образом? Учение Шамбалы дает нам путь к созданию просветленного общества.

Воззрение Шамбала-Буддизма

Было время, когда люди спрашивали Видьядхару, нужно ли быть буддистом, чтобы практиковать учение Шамбалы. Он отвечал, что это учение способно вместить практиков любой веры, что многие люди могут быть вдохновлены видением Шамбалы. Это учение вполне доступно, но при этом глубоко, что позволяет последователю любой традиции извлечь из него пользу.

Мы хотим вдохновить каждого, кто приходит в наши центры, изучать и практиковать учение, представленное в программе Шамбала-тренинга, независимо от того, интересуются ли они буддизмом. Однако может возникнуть тенденция полагать, будто цель Шамбала-тренинга заключена в том, чтобы создать организацию, в которой у всех религиозных интересов будет равное положение. Все мы должны понять, что наше воззрение спаяно из шамбальского и буддийского принципов понимания того, как объединить мирскую и духовную мудрость.

Один из ярких принципов учения Шамбалы – помочь людям жить с достоинством. Принципы Шамбалы – принципы просветленной культуры. Эта культура готовит и обучает нас пониманию глубины и ценности существования в человеческой сфере бытия. Другой вдохновляющий принцип – помочь людям обнаружить свое глубинное здравомыслие и стабильность так, чтобы они могли следовать духовным путем, преимущественно буддийским, поскольку он является той традицией, которую мы унаследовали.

Что мы передаем?

Похоже на то, что сейчас мы оказались на перепутье. Мы видим существенные изменения в том, как передается Дхарма от одного поколения к другому, и нам необходимо заглянуть вперед.

Как назовет себя будущее поколение? У нас есть уникальная культура. Наше буддийское учение, пришедшее от великих учителей Индии и Тибета, преимущественно линий передачи Кагью и Нингма, подверглось влиянию японской культуры, что привнесло практики поклона, принятия пищи в стиле ориоки и манеры оформления алтаря. Способ, которым мы обучаемся Дхарме и наши уникальные этикет и манеры, черпают вдохновение, как на Западе, так и на Востоке. Выполняя ласанг, мы используем ритуал Бон, а поднося святыни для ками мы используем синтоизм. Мы также практикуем искусство верховой езды в китайском стиле и японские искусства каллиграфии и кюдо.

Все эти практики были настоятельно рекомендованы Видьядхарой. Мы не похожи на другие буддийские или дзэнские сангхи. Большая часть из принятого в нашей общине буддизма, подверглось сильному влиянию учения Шамбалы. В идеале, нам всем следует до некоторой степени изучить оба эти учения. Видьядхара счел необходимым адаптировать буддизм к этому новому миру, и он также видел потребности этого мира. Учения Шамбалы пришли к нему в видениях, и он счел, что они прекрасно подходят для нынешнего времени. Вместе с тем, люди, вдохновленные учением Шамбалы, из числа тех, кто практикует различные религии, также приветствуются – они обогатят мандалу Шамбалы в качестве шамбалистов-христиан, шамбалистов-иудеев и так далее.

Теперь настало время, чтобы разъяснить, что именно мы предлагаем в наших центрах. Мы должны быть в состоянии легко выразить в одном предложении, каждому, кто спрашивает: кто мы и что мы делаем. Попытка быть чем угодно для кого угодно, не представляется возможной. Итак, что же мы передаем?

То, что было передано мне, это учение буддадхармы: линия передачи хинаяны, махаяны и ваджраяны; тантры махамудры и дзогченa, а также линия Шамбалы. Все это – то, что будет передано будущему сакьонгу. Будущие сакьонги будут шамбальскими буддистами, так же, как ими являлись нынешний и предыдущий сакьонги. Роль сакьонга заключается в защите и распространении как шамбальского, так и буддийского учений.

Так что же находится в сердце нашей организации, нашего сообщества? Кто мы есть? Мы – линия Шамбала-буддизма. Вот кто мы такие.

23 мая 2000, год Железного Дракона